Рулонные газоны

Из истории благоустройства. Античный газон

Мода на обустройство садов и, следовательно, газонов насчитывает не менее трех тысяч лет. Висячие сады Семирамиды являлись одним из семи чудес света Древнего мира. Не менее впечатляли сады китайских императоров с роскошными газонами, блестящими травяными покровами вокруг их многочисленных дворцов. Садами шахов Ирана восхищался Александр Македонский, а шахи из династии Сасанидов не являлись к завтраку до тех пор, пока не поработают в саду "до пота".

В Античный период расцвета Древней Греции и Древнего Рима газонами, как самостоятельным элементов ландшафта, украшали свои сады не только Гай Юлий Цезарь, Помпей, Август, Адриан и прочие властелины Рима, но и простые римляне разводили свои собственные сады с газончиками в атриумах, в открытых двориках внутри домов, и тщательно следили за своими небольшими зелёными лужайками, чтобы травяное покрытие их было ровным. О газонах, о подстриженной траве как об элементе римского сада можно найти упоминание у Витрувия.

Развитие садоводства в античное время вполне закономерно. Сады удовлетворяли художественным склонностям императоров и сенаторов, философов и консулов, и прочих великих римского мира. Сады -- это удобство, это удовольствие, особенно удовольствие от демонстрации собственного величия в частности и всеобщее величие человеческого торжества над природой.

Великий Город, властелин античного эллинизированного мира, Древний Рим, заложил основы как частного, домашнего садоводства, так и имперски-помпезного, масштабного садоводства. Ему необходимо было подчеркнуть свое величие всемирного Города. Но и не только величие. Правители Рима были постоянно чисто прагматически озабочены ростом города, его населения, а затем и перенаселения. Приходилось решать вопросы сточных канав, загрязнения города, постоянных пожаров и эпидемий. Императоры предпринимали неоднократные и довольно успешные попытки озеленить город, разбивая в нем парки для гуляния не только аристократии, но и плебса. Они разбивали все новые и новые сады и парки с газонами и скульптурой, возводили на перекрестках улиц фонтаны. Все эти сады стали праобразами регулярных парков Европы.

Так, знаменитый Меценат разбил весьма примечательный парк в Риме. Он действовал с экологической точки зрения весьма здраво и принес пользу городу, поскольку решил разбить парк на страшном месте: на кладбище для городской бедноты. Туда без разбору сбрасывали трупы рабов и нищих, а также разного рода отходы и мусор. Место было не только жуткое, но и зловонное. Оно было весьма опасно, поскольку при соответствующем ветре испарения и зараза от нечистот неслись на город. По совету Мецената император Август приказал засыпать это место ровным слоем земли в 6 - 7 метров, на котором Меценат заложил прекрасный парк с ровными сочными газонами и цветниками, с дорожками и беседками, с фонтанами и статуями. Этот парк Меценат завещал императору после своей смерти.

Имперские сады -- это прежде всего зеленые, свежие, великолепные и огромные пространства, которые оформить со вкусом было бы невозможно без ровно подстриженного травяного покрова, без газонов. Одним из таких садов был огромный и великолепный парк Юлия Цезаря за Тибром, в котором Цезарь принимал царицу Египта Клеопатру незадолго до гибели. Этот парк он завещал для прогулок и отдыха народу. Занимались озеленением и украшением города не только Цезарь и Август, но и последующие владыки Рима. И строились они не только в самом городе. Имперские сады имелись также вне города, в сельской местности.

О своей загородной вилле Тускум в Этрурии (Тоскана), у подножия Апеннин упоминает Плиний младший в письме Домицию Аполлинарию, где он пишет не только о фонтане, мраморном бассейне, о платанах, но также и о напочвенном покрове под платанами, трава которого постоянно освежается брызгами воды из фонтана.

Загородные виллы являлись еще одним типом грандиозного античного сада и великолепного парка с ровно подстриженными газонами. Но эти парки и сады загородных вилл имели иной характер, не похожий на характер городских садов, дедушки регулярных садов Европы, поскольку они располагались вне городских стен на лоне полей, лугов, лесов и гор. Поэтому садовники должны были учитывать окружающую панораму, окружающие парк горы, холмы, виноградники, море. Проще говоря, в пейзаж, который характерен был для данной местности, вписывали парк с его беседками и скульптурой. Получалось дивное сочетание природы и искусства при явном преобладании искусства.

До наших дней сохранился один из таких шедевров античного паркового строительства. Это вилла императора Адриана (76 - 138гг.). Вилла занимает по площади около 60 гектаров. По количеству и многообразию беседок, павильонов и прочих построек и сооружений эта вилла походит скорее на небольшой город со своим театром, библиотекой, с гигантским спортивным комплексом, с обязательными банями и т.д.

Частное садоводство Древнего Рима устраивало свои маленькие замкнутые садики, являвшиеся продолжением внутреннего интерьера дома. Эти сады, как продолжение комнат, также приносили пользу городу, озеленяя его и освежая воздух. Но о частных садах древнего Рима лучше всего судить по раскопкам Помпей, города, погибшего при извержении Везувия в 79 году. Эту катастрофу также описал Плиний младший. Слой горячего пепла и раскаленной пемзы, покрывший город, законсервировал все, что в нем находилось, для будущих поколений.

Частные сады в Помпеях были устроены за стенами внутренних двориков. Их украшали росписями на стенах, расширяющих пространство дворика-комнатки. При раскопках были обнаружены обгоревшие следы часто миниатюрных газонов и посаженых на их растений, Растения сажали и вне газонов, как в почве, так и в специальных вазах. Между ними были расставлены небольшие статуи, архитектурно-декоративные элементы, фонтаны и вазы. На одной из ваз сохранилась полуобгоревшая от горячей пемзы надпись: "Наполни меня чистым вином, тогда да возлюбит тебя Венера, охраняющая этот сад".

Древние римляне достигли в вопросе садоводства удивительных высот. Именно они заложили основу современного европейского садоводства. Именно римлянами были заложены основные отличительные особенности современного сада, которые унаследовал Итальянский сад. Он сохранил римские традиции и достиг своего наивысшего развития в эпоху Возрождения, откуда и начал свое триумфальное шествие по Европе. Преображаясь и адаптируясь к местным условиям, он появлялся как триумфатор в туманной Англии, зябкой Франции, холодной России.