Мода на обустройство садов и, следовательно, газонов насчитывает не менее трех тысяч лет. Висячие сады Семирамиды являлись одним из семи чудес света Древнего мира. Не менее впечатляли сады китайских императоров с роскошными газонами, блестящими травяными покровами вокруг их многочисленных дворцов. Садами шахов Ирана восхищался Александр Македонский, а шахи из династии Сасанидов не являлись к завтраку до тех пор, пока не поработают в саду "до пота".
В Античный период расцвета Древней Греции и Древнего Рима газонами, как самостоятельным элементов ландшафта, украшали свои сады не только Гай Юлий Цезарь, Помпей, Август, Адриан и прочие властелины Рима, но и простые римляне разводили свои собственные сады с газончиками в атриумах, в открытых двориках внутри домов, и тщательно следили за своими небольшими зелёными лужайками, чтобы травяное покрытие их было ровным. О газонах, о подстриженной траве как об элементе римского сада можно найти упоминание у Витрувия.
Развитие садоводства в античное время вполне закономерно. Сады удовлетворяли художественным склонностям императоров и сенаторов, философов и консулов, и прочих великих римского мира. Сады -- это удобство, это удовольствие, особенно удовольствие от демонстрации собственного величия в частности и всеобщее величие человеческого торжества над природой.
Великий Город, властелин античного эллинизированного мира, Древний Рим, заложил основы как частного, домашнего садоводства, так и имперски-помпезного, масштабного садоводства. Ему необходимо было подчеркнуть свое величие всемирного Города. Но и не только величие. Правители Рима были постоянно чисто прагматически озабочены ростом города, его населения, а затем и перенаселения. Приходилось решать вопросы сточных канав, загрязнения города, постоянных пожаров и эпидемий. Императоры предпринимали неоднократные и довольно успешные попытки озеленить город, разбивая в нем парки для гуляния не только аристократии, но и плебса. Они разбивали все новые и новые сады и парки с газонами и скульптурой, возводили на перекрестках улиц фонтаны. Все эти сады стали праобразами регулярных парков Европы.
Так, знаменитый Меценат разбил весьма примечательный парк в Риме. Он действовал с экологической точки зрения весьма здраво и принес пользу городу, поскольку решил разбить парк на страшном месте: на кладбище для городской бедноты. Туда без разбору сбрасывали трупы рабов и нищих, а также разного рода отходы и мусор. Место было не только жуткое, но и зловонное. Оно было весьма опасно, поскольку при соответствующем ветре испарения и зараза от нечистот неслись на город. По совету Мецената император Август приказал засыпать это место ровным слоем земли в 6 - 7 метров, на котором Меценат заложил прекрасный парк с ровными сочными газонами и цветниками, с дорожками и беседками, с фонтанами и статуями. Этот парк Меценат завещал императору после своей смерти.
Имперские сады -- это прежде всего зеленые, свежие, великолепные и огромные пространства, которые оформить со вкусом было бы невозможно без ровно подстриженного травяного покрова, без газонов. Одним из таких садов был огромный и великолепный парк Юлия Цезаря за Тибром, в котором Цезарь принимал царицу Египта Клеопатру незадолго до гибели. Этот парк он завещал для прогулок и отдыха народу. Занимались озеленением и украшением города не только Цезарь и Август, но и последующие владыки Рима. И строились они не только в самом городе. Имперские сады имелись также вне города, в сельской местности.
О своей загородной вилле Тускум в Этрурии (Тоскана), у подножия Апеннин упоминает Плиний младший в письме Домицию Аполлинарию, где он пишет не только о фонтане, мраморном бассейне, о платанах, но также и о напочвенном покрове под платанами, трава которого постоянно освежается брызгами воды из фонтана.
Загородные виллы являлись еще одним типом грандиозного античного сада и великолепного парка с ровно подстриженными газонами. Но эти парки и сады загородных вилл имели иной характер, не похожий на характер городских садов, дедушки регулярных садов Европы, поскольку они располагались вне городских стен на лоне полей, лугов, лесов и гор. Поэтому садовники должны были учитывать окружающую панораму, окружающие парк горы, холмы, виноградники, море. Проще говоря, в пейзаж, который характерен был для данной местности, вписывали парк с его беседками и скульптурой. Получалось дивное сочетание природы и искусства при явном преобладании искусства.
До наших дней сохранился один из таких шедевров античного паркового строительства. Это вилла императора Адриана (76 - 138гг.). Вилла занимает по площади около 60 гектаров. По количеству и многообразию беседок, павильонов и прочих построек и сооружений эта вилла походит скорее на небольшой город со своим театром, библиотекой, с гигантским спортивным комплексом, с обязательными банями и т.д.
Частное садоводство Древнего Рима устраивало свои маленькие замкнутые садики, являвшиеся продолжением внутреннего интерьера дома. Эти сады, как продолжение комнат, также приносили пользу городу, озеленяя его и освежая воздух. Но о частных садах древнего Рима лучше всего судить по раскопкам Помпей, города, погибшего при извержении Везувия в 79 году. Эту катастрофу также описал Плиний младший. Слой горячего пепла и раскаленной пемзы, покрывший город, законсервировал все, что в нем находилось, для будущих поколений.
Частные сады в Помпеях были устроены за стенами внутренних двориков. Их украшали росписями на стенах, расширяющих пространство дворика-комнатки. При раскопках были обнаружены обгоревшие следы часто миниатюрных газонов и посаженых на их растений, Растения сажали и вне газонов, как в почве, так и в специальных вазах. Между ними были расставлены небольшие статуи, архитектурно-декоративные элементы, фонтаны и вазы. На одной из ваз сохранилась полуобгоревшая от горячей пемзы надпись: "Наполни меня чистым вином, тогда да возлюбит тебя Венера, охраняющая этот сад".
Древние римляне достигли в вопросе садоводства удивительных высот. Именно они заложили основу современного европейского садоводства. Именно римлянами были заложены основные отличительные особенности современного сада, которые унаследовал Итальянский сад. Он сохранил римские традиции и достиг своего наивысшего развития в эпоху Возрождения, откуда и начал свое триумфальное шествие по Европе. Преображаясь и адаптируясь к местным условиям, он появлялся как триумфатор в туманной Англии, зябкой Франции, холодной России.