Рулонные газоны

Из истории ландшафтного дизайна. Итальянский газон

Типичный европейский сад в эпоху Средних веков был начисто лишен газонов. Только в некоторых садах Италии, где эстетическое чувство, веками вырабатывавшееся у местного населения, а также их склонность к театральным действам, к зрелищности, требовало гармонии архитектуры и природы, соответствия друг другу мощи деревьев, нежной яркости цветов и ровного зеленого газонного покрытия. Почему так случилось?

В конце IV в. Древний Рим пал под ударами европейских варваров, а с ним пала и блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой и великолепными садами. Наступил период так называемого темного времени, период мрачного Средневековья. Между падением Рима и эпохой Ренессанса, эпохой Возрождения, начавшейся в Италии в XIV в., минуло тысяча лет. Это было сложное и тревожное время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн, основания и падений королевств, время крестовых походов.

Садово-парковое искусство, как и всякое другое искусство, будучи уязвимым и требующим для своего существования и развития мирной обстановки и времени, приостанавливает свое развитие, продолжая существовать в виде небольших садов при монастырях, университетах и замках, территории которых были относительно защищенны от разрушения. Этот период не оставил образцовых садов и не только не создал своего средневекового готического стиля садовой культуры, но и потерял высоко эстетическое понятие о саде как о произведении высокого искусства.

В средневековье вообще садов почти не было. Те из них, которые все-таки выращивались при тех же монастырях и университетах, имели весьма утилитарное назначение. Обычно они подразделялись на аптекарские огороды с лечебными травами, на кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря или университета, а также на плодовые сады. Кроме того, монастырские сады часто заканчивались монастырским кладбищем.

Самые ухоженные с эстетической, а не с прагматической точки зрения были сады в рыцарских замках и в домах знатных аристократов. Впрочем, и у них сады имели не совсем эстетическое оформление, поскольку делились на утилитарные и потешные -- предназначенные для бытовых нужд и для развлечений. Потешные сады украшались: в них располагались беседки, декоративные элементы, лабиринты. Но и этим садам было далеко до великолепия римских садов. Однако, это и не являлось задачей средневекового сада. Ему надо было только сохранить саму идею о саде. С этой задачей блестяще справились итальянцы, сохранившие культуру садов Древнего Рима.

Вместе с тем и итальянские сады эпохи средневековья окрашены тем же ужасом междоусобиц между итальянскими городами-государствами, нестабильности и пр. Там также разводились сады в основном при монастырях и в домах знатных сеньоров. Так в монастырских садах Италии в X в. выращивались салат, лук-порей, чеснок и петрушка. Выращивали лекарственные травы: розмарин, мак, рута, шалфей. Выращивались также и плодовые деревья -- груши, сливы, шелковица и смоковница. Из садов мусульманских правителей Сицилии итальянцы позаимствовали цитрусовые: апельсины и лимоны. Их ценили не только за вкус плодов, но и за аромат, поскольку в основном у цитрусовых ценилась цедра, которую использовали для изготовления духов, производством которых Италия славилась еще со времен Древнего Рима. Но, и это надо заметить, что в отличие от других европейских монастырских садов в итальянских обителях произрастали в изобилии розы, лилии и гладиолусы.

Таким образом, без прекрасных ландшафтных садов и парков с четкими яркими линиями газонов Европа существовала до XVI в., до эпохи Возрождения, когда наступил периода относительного спокойствия и порядка в итальянских городах, а дома и дворцы строились для удобства, а не для защиты от нападения. Архитектура воинственной обороны переродилась в архитектуру покоя и радости. Виллы и дворцы, просторные и освещенные, а не мрачные с окнами-бойницами украшались картинами и были окружены садами не только утилитарными.

Поскольку Рим был центром католического мира, то приезжающие сюда епископы и кардиналы привозили в качестве подарков Папе римскому луковицы и семена как из своих стран, так и семена самых разнообрахных экзотических растений, квлючая семена и луковицы из только что открытой Америки. Эти подарки обогатили сады Италии. В них успешно привились тюльпаны, гиацинты, анемоны, рануннкулы, цикламены, колхикумы, фритилярии, крокусы, нарциссы, ирисы, спрекелии, амариллисы, пионы. Не менее хорошо прижились там египетский папирус, юкки, бегонии и даже крупная канадская земляника, предок нашей современной садовой земляники.

До великого покровителя искусств, папы Юлия II, Флоренция играла ведущую роль в возрождении садового искусства в Италии. Но со времени правления папы Юлия II, построившего собор святого Петра, Рим стал претендовать на ведущую роль в садовом искусстве. В 1486 г. архитектор Браманте, строивший собор св. Петра, создал и сад Ватикана, сочетающий красоту архитектуры и растений. В этом саду возрождены были газоны из ароматных трав, которые использовались для групповых посадок на склонах холмов ради преобразовня их в террасы, а от средневековых садов остались только фонтаны, лабиринты и кипарисы. Постепенно планировка и насаждение партеров стали подлинным искусством.

Со временем в Италии охладели к садоводству. Но сады итальянского Ренессанса оказали большое влияние на архитектуру садов Франции, а также и Англии. Это влияние ощутимо и сейчас при создании садов симметричной ландшафтной архитектуры.